Журнал "Моделист--конструктор", Москва, Россия
http://???
не обнаружен
Адрес почтовый:г. Москва, Новодмитровская ул., д.5, Телефон 285 8046, Факс 285 2757.
E-mail: ???
не обнаружен
Автор: Е. ПРОЧКО, инженер
чертежи: И. Павлов

в Каталог


№ 5, май 1993 г., "Автомобиль-солдат", сс. 26-30, в 2 частях:
на этой стр.: часть I, история машины (сс.26-27)
часть II, техническое описание (+2 чертежа) (сс. 28-30) см. в разделе Полевая сумка. Досье.

АВТОМОБИЛЬ-СОЛДАТ

История машины

Если и можно назвать легендарный автомобиль второй мировой воины, то это – американский вездеход “Виллис”. Его слава полностью соответствует тому вкладу в Победу, который он внес на всех без исключения театрах военных действий, заслужив у солдат союзных армии признание и безграничное уважение.

История этой машины началась в 1940 году, когда военное ведомство США сделало вывод о потребности в небольшом, многоцелевом пассажирском автомобиле повышенной проходимости для использования в качестве командирского, разведывательного, связного, арттягача и т.д. Он предполагался как нечто среднее между большим полноприводным легковым автомобилем, которым уже располагала армия США, и тяжелым мотоциклом с коляской, широко применяемым в германском вермахте.

Несколько раньше к аналогичному выводу пришел и президент небольшой, основанной в 1908 году автомобильной фирмы “Виллис-Оверлэнд Моторс Инкорпорейтед” в городе Толедо (штат Огайо) Кеннеди, посетивший в 1939 году Европу, лихорадочно готовящуюся к воине Уже тогда фирма по собственной инициативе начала разработку армейского автомобиля-разведчика .со всеми ведущими колесами. Она тогда стояла на грани краха, произведя в 1940 году всего 21 418 малых легковых автомобилей “Америкар”, не пользовавшихся особым спросом И хотя США еще не вступили в воину, военные заказы промышленности были уже очень внушительными и способствовали резкому расширению производства.

В мае 1940 года армия США наконец сформулировала основные требования к легкому командирско-разведывательному автомобилю. При вместимости 4 человек или грузоподъемности в 600 английских фунтов (272,2 кг) автомобиль типа 4Х4 с двигателем мощностью не менее 40 л с должен был весить не более 589,7 кг (первоначально – даже соответственно 226,8 кг и 544,3 кг) при колесной базе 2032 мм (вначале – 1905 мм) и колее не шире 1193,8 мм Из опрошенных 135 фирм, производящих автомобили или агрегаты к ним, только две согласились заниматься этой машиной: небольшая и малоизвестная фирма “Америкэн Бантам Кар Компани” в городе Батлер (плат Пенсильвания) и “Виллис-Оверлэнд”. По условиям контракта общую компоновку нового автомобиля с основными его характеристиками надо было дать уже через 5 дней, а опытные образцы построить через 49 дней. Фирма “Бантам” уложилась в эти жесткие сроки, в июле скомпоновала, а в начале сентября показала первый прототип своего вездехода, имевшего снаряженную массу 921 кг, значительно превышающую заданную.

Он был разработан под руководством шеф-конструктора Роя Эванса и главного инженера фирмы Карла Пробста и еще носил черты внешнего оформления ранее выпускавшегося дешевого легкового “Остин-7” при упрощенной задней части кузова. Были использованы 4-цилиндровый двигатель фирмы “Континенталь” мощностью 45 л.с. с рабочим объемом 1,83 литра и трансмиссия, которая впоследствии стала типовой для всех последующих американских 1/4-гонных легковых автомобилей этого класса. Фирма “Виллис” сочла указанные технические требования и сроки их выполнения нереальными и попросила для осуществления своего проекта более солидного автомобиля со снаряженной массой не менее 1043 кг и двигателем мощностью 60 л с 75 дней, несмотря на то, что уже имела определенный задел в этой работе. И надо отметить, что параметры своего будущего командирско-разведывательного автомобиля фирма и ее главный конструктор Барни Рус определили достаточно точно и дальновидно. И хотя он родился не сразу, в несколько этапов, но все же в фантастически короткие сроки, немыслимые для наших дней. Это еще раз подтверждает правило, хорошо известное конструкторам: удачная и любимая машина создается быстро, на одном дыхании.

Первый опытный образец автомобиля “Виллис”, получивший название “Квад” (Quad - “четверть”), был построен под руководством Дельмара Росса в октябре 1940 года. Безусловно, на его концепции и внешнем облике отразилось влияние прототипа “Бантама” (тип 1), который по праву можно считать первым джипом, проложившим дорогу этому направлению в автомобилестроении. Обе модели, несмотря на значительное превышение заданной массы, в целом понравились военному ведомству США фирмы получили срочный заказ на изготовление 70 машин каждая для проведения в ноябре 1940 года войсковых испытании на полигоне Кэмп Холаберд. “Бантам” существенно доработал на своей машине внешнее оформление, в первую очередь передней части (тип II), приблизив его к четкому, простому и предельно рациональному армейскому дизайну Восемь автомобилей было изготовлено со всеми управляемыми (передними и задними) колесами.

Под давлением военных фирма “Форд”, оценив ситуацию, также решила участвовать в конкурсе на 1/4-тонныи армейский легковой автомобиль и к концу ноября 1940 года построила свой “Pygmy” (“пигмей”) массой 998 кг с 4-цилиндровыми, частично переделанным двигателем мощностью 42…45 л.с. от малого колесного трактора, хотя предпочла бы заниматься просто поставками двигателей и отдельных агрегатов для автомобилей других фирм. К тому же “форд” давно перестал выпускать “несерьезные” малые автомобили и в какой-то степени утратил вкус к ним, а заодно и опыт по их созданию.

Предварительные испытания всех трех моделей “Бантам”, “Виллис” и “Форд”, проведенные в ноябре-декабре 1940 года, показали явные преимущества “Виллиса” по динамике, проходимости, надежности и прочности. Сказывалось влияние хорошо отработанного и более мощного двигателя модели 442 “Гоу Дэвил”, правильный выбор агрегатов и элементов трансмиссии, ходовой части, размерных параметров шасси и кузова Тем не менее решено было продолжить и расширить совместные испытания разных моделей, и военные, ограничив предельную массу машины в 979,8 кг и подняв скорость до 88,5 км/ч, запросили у Конгресса США средства на заказ каждой фирме по 1500 машин усовершенствованной конструкции.

В конце 1940 года, еще раз переработав внешний вид, фирма “Бантам” построила свой последний производственный вариант – “Бантам-40 BRC”, далеко не худший, если бы не маломощный двигатель и слабый рулевой механизм. Некоторые из них были отправлены в союзную Англию, но большая часть поступила по ленд-лизу в СССР. Первые “Бантамы” в качестве командирской машины появились на нашем фронте осенью 1941 года в период битвы за Москву. Впоследствии они встречались в армии и, в общем, честно служили до конца войны. Интересно, что именно появление “Бантама” с его характерной компоновкой и внешностью стимулировало начало работ над аналогичными отечественными автомобилями-вездеходами ГАЗ-64 и АР-НАТИ в феврале 1941 года. Однако недостаточные производственные возможности фирмы, не позволили ей развернуть массовое производство своей машины, открывшей новое направление в технике. Было построено всего 2675 экземпляров “BRC”, среди них 50 – со всеми управляемыми колесами (при существенно возросшей маневренности они показали недостаточную устойчивость при движении по шоссе, к тому же плохо “держали” дорогу при отключенном переднем мосту).

Фирма “Виллис”, почувствовав всеобщий интерес к перспективному типу этого, можно считать, совместно созданного автомобиля, в начале 1941 года существенно переработала внешний вид и кузов своего варианта вездехода, получившего производственную марку “МА”. Он еще не приобрел своих законченных, ставших потом всемирно известных форм, но уже начал трудиться, также попав, правда в небольшом количестве, в Красную Армию. С июня до конца 1941 года было выпущено в соответствии с заказом военного ведомства 1500 “виллисов МА”.

Фирма “Форд” тоже существенно переработала своего “пигмея” и выпустила новую модель “GP” (“джи-пи” – от слов “дженерал перпоуз” – общего назначения, отсюда, вероятно, и пошло название всех подобных автомобилей – “джип”), придав ей логичный и вполне целесообразный внешний вид. В течение 1941-го их было изготовлено 1500 единиц и дополнительно заказано еще 2150. Эти машины также большей честью попали в воюющую Англию. Однако фирма не смогла до конца устранить недостатки и этой своей модели: относительно слабый двигатель, который к тому же не предназначался для легкового автомобиля, и коробка передач без синхронизаторов, что приводило к повреждениям зубьев шестерен. Вперед снова выходила фирма “Виллис”, ни на минуту не прекращавшая напряженной работы по развитию своего типа автомобиля, который потом станет делом всей ее жизни на долгие годы.

В августе 1941 года она выпустила улучшенный и полностью завершенный, ставший потом знаменитым вариант “MB”, отвечавший всем требованиям военных (хотя по сравнению с “МА” длина его увеличилась на 82,5 мм, ширина – 25,4 мм, масса возросла на 131,5 кг). Это и решило исход весьма полезного соревнования между тремя фирмами по созданию армейского автомобиля-вездехода. Отклонив “Форд GP”, военное ведомство окончательно остановилось на автомобиле “Виллис MB” и дало фирме большой заказ на эти машины. Нулевая серия была выпущена в конце ноября, а в декабре 1941 года началось их массовое производство. Остальные модели джипов сошли со сцены. Ожидавшаяся потребность в “виллисах” была настолько велика, что армия решила для надежности продублировать выпуск их еще на одной фирме. Выбор снова пал на “Форд” с его колоссальным промышленным и техническим потенциалом. И хотя последний не пользовался большим доверием военных (отчасти из-за убежденного пацифизма владельца), в условиях начавшейся для США воины он был вынужден срочно начать производство военной техники танков, танковых двигателей, самолетов, авиамоторов, орудий, армейских грузовиков. 16 ноября 1941 года было достигнуто соглашение по выпуску легковых вездеходов “Форд GPW” (“дженерал перпоуз виллис”). Энергичная организаторская и техническая деятельность, свойственная Форду, позволила уже в начале 1942 года развернуть на его заводах массовое производство этой модели, ничем не отличавшейся от “MB” (кроме передней поперечины рамы). Всего до июля 1945 года “Форд” произвел 277896 автомобилей “GPW”, “Виллис” – 361 349 автомобилей “MB”, а до победы на Тихом океане – в общей сложности 659 031 машину. В это время ежедневный выпуск на сравнительно небольшом заводе фирмы “Виллис” составлял 400 машин на двух конвейерах при работе в одну смену. Завод имел механосборочный корпус, кузнечный цех и прессово-кузовной корпус. Для производства двигателей он получал от фирмы “Понтиак” полуобработанные блоки цилиндров и поршни. От других фирм поступали поршневые кольца, клапаны, пружины, коробка передач со сцеплением, ведущие мосты, рама, рессоры, колеса, резина, рулевое управление, все электрооборудование, подшипники, нормали, стекла, штамповки и подсобранные узлы кузова. Такая кооперация даже в условиях войны работала четко. За этим, а также за широкой армейской унификацией среди автомобилей разных фирм жестко следило военное ведомство США, что давало свои положительные результаты. Фирма “Форд”, обычно асе делавшая сама, при выпуске “GPW” вопреки традиции также получала многие узлы со стороны.

Поступая уже с 1942 года во все возрастающих количествах в войска союзников, “виллис” быстро приобрел невероятную популярность на всех фронтах второй мировой войны и фанатичную преданность всех, кто на него садился. Он с одинаковым успехом мог быть и быстроходным артиллерийским тягачом, и передвижным командным пунктом, возить радиостанцию и офицеров связи, быть санитарным транспортом и даже ходить в бой в качестве высокомобильной 12,7-мм пулеметной установки. Он проходил там, где до него не бывало ни одного автомобиля, причем усилиями экипажа машину при крайне редком застревании можно было вытащить за специальные поручни на кузове практически из любой грязи.

У противника не было ничего подобного, что вызывало зависть даже у хорошо моторизованного германского вермахта. За захват “Виллиса” итальянское командование обещало 2000 лир, в то время как за танк – вдвое меньше. Успех нового автомобиля и его повсеместное использование вызвали к жизни многочисленные модификации. В начале 1942 года “форд” довольно быстро построил и уже в сентябре поставил на производство плавающий вариант “джипа” – легкую амфибию “Форд GPA” грузоподъемностью 0,375 т (6 человек) на плаву. Машина получилась удачной и нашла применение в армиях союзников, особенно при проведении десантных операций завершающего периода воины. В Красной Армии амфибия “Форд-4”, как ее иногда называли, с успехом использовалась, начиная с 1944 года, при форсировании водных преград – озер в Прибалтике, рек Свири, Вислы, Одера.

Кроме этой модификации, в разное время были построены, чаще всего в опытных образцах, длиннобазный (увеличенный на 762 мм) вариант “Виллиса”, полугусеничный снегоход, трехосный – 6Х6, на железнодорожном ходу, санитарный, облегченный, с установкой 105-мм безоткатной пушки М27, малый бронеавтомобиль Т-25Е3. Все они, однако, не получили такой всемирной известности и распространения, как основная модель “MB”. В американской армии широко использовались 1/4-тонные одноосные прицепы, выпускаемые фирмами “Виллис” и “Бантам”.

В Красную Армию “виллисы” стали поступать по ленд-лизу летом 1942 года и сразу же нашли себе эффективное применение в первую очередь как командирские автомобили и как тягачи для 45-мм противотанковых пушек. Впоследствии не было в нашей армии более популярных и любимых автомобилей. Они оказались поистине универсальными и были нужны всем. “Виллисы” в СССР чаще всего приходили в полуразобранном состоянии в ящиках в добротной упаковке. Сборкой их в основном занимался один из заводов в Коломне. Всего до конца войны нам было поставлено около 52 тысяч машин. С 20 мая по 10 июля 1943 года они проходили под Кубинкой сравнительные армейские испытания и показали себя очень хорошо.

“Виллис MB” закончил войну поистине легендарным автомобилем, осыпанным восторженными отзывами и солдат и маршалов. Впоследствии он стал образцом для массового подражания и даже прямого копирования. От него ведут свою родословную многие послевоенные вездеходы. Все они вышли из его “шинели”.

В практически неизменном виде он выпускался до 1950 года (“Форд” прекратил их производство с окончанием войны), а по лицензии фирмами “Гочкис” во Франции и “Мацубиси” в Японии – еще несколько лет. И сейчас, через 52 года после начала своего производства, эта машина встречается практически во всех странах мира, причем а заметных количествах. Это лишний раз говорит о том, что гениальные вещи не стареют.

Е. ПРОЧКО, инженер


     в Каталог

Hosted by uCoz