Австралия
http://www.hotkey.net.au/~ijcossor/jeepmila.html
E-mail: mailto:ijcossor@hotkey.net.au
Автор: Ian Cossor
Перевод: Д. Варламов
Этот обзор посвящен джипам с открытым типом кузова во всем мире. На фотографии вверху изображен Бантам BRC-40 буксирующий 37-мм противотанковое орудие на учениях армии США в 1941 г.
Данный сайт находится в Австралии.
В начале…
По крайней мере с начала первой мировой войны армия Соединенных Штатов подыскивала быструю, легкую, вездеходную командно-разведывательную машину. В начале 1940 г., когда нацистская Германия начала одерживать победы в Европе и Северной Африке, необходимость быстрой разработки автомобиля такого типа стала весьма актуальной. Армия США разослала технические требования производителям легковых автомобилей, предлагая создать рабочий прототип машины, который должен был быть воплощен в металле всего за 49 дней!Компания "Америкэн Бантам Кар" (бывшая "Америкэн Остин Кар") и "Виллис-Оверленд" были двумя единственными компаниями кто ответил на запрос армии, при том что 135 компаний были оповещены.
Депрессия 30-х привела компанию "Америкэн Остин Кар" к банкротству; "Америкэн Бантам", которая была организована в результате последовавшей реорганизации вела дела несколько лучше. Ко времени, когда армия предложила проявить интерес к разработке командно-штабного автомобиля, производство продукции на "Америкэн Бантам" прекратилось, в связи с увольнениями не осталось инженерного состава.
Жесткий срок в 49 дней был огромной проблемой, и "Виллис-Оверленд" затребовала больше времени для завершения машины, но встретила отказ со стороны армии.
Единственным шансом для "Бантам" уложиться в заданные жесткие строки было получение помощи со стороны. Спасителем "Бантама" стал Карл Пробст, талантливый независимый инженер из Детройта.
После отказа от первноначального приглашения на "Бантам", Пробст принял пост после вторичного предложения от армии и приступил к работе 17 июля 1940, первоначально работая без жалования.
Вверху: Это первый прототип "Бантама" сразу после сборки, разработчик Карл Пробст на пассажирском сидении, управляющий "Бантамом", Гарольд Крист на месте водителя. Обратите внимание на округлые передние крылья и решетку радиатора.
Всего за два дня Пробст полностью выработал чертежи для прототипа "Бантама", на следующий день он вычислил общую стоимость машины. 22 июля заявка "Бантам", снабженная рабочими чертежами, была предоставлена на рассмотрение. Заявка содержала требование увеличить весовое ограничение до 1,300 фунтов (590 кг), не смотря на то, что это было довольно значительное увеличение веса.
Большая часть машины должна была быть собрана из имеющихся на складе запчастей, заказываемые на стороне компоненты полного привода поставлялись фирмой "Спайсер". Возможности "Спайсера" как основного субподрядчика произвести ходовое шасси были весьма важными для возможности "Бантама" уложиться в жесткие сроки, поставленные армией.
Первый прототип "Бантама", собранный вручную, был готов и опробован к 21 сентября 1940, что укладывалось в жесткий 49-дневный срок и был предоставлен армии для испытаний в Кэмп Холаберд, штат Мэриленд. Интендантское управление направило этот прототип на изнурительные испытания в условиях бездорожья, после которых испытатели заключили, что "машина продемонстрировала достаточную мощность и соответствие условиям службы".
"Виллис-Оверленд" и "Форд" вскоре предоставили прототипы, основанные на разработках "Бантама" (переданных им армией). "Спайсер" поставлял почти идентичные механизмы полного привода всем трем производителям. Прототипы Виллис "Квад" ["Четверть"] и Форд "Пигми" ["Пигмей"] внесли собственные изменения и модификации в базовую конструкцию Бантама.
Справа: Прототип Виллис-"Квад"
Это, в конечном итоге, сработало на "Виллис": когда ограничения веса были увеличены, это была единственная машина, отвечавшая требованиям армии по мощности. В сущности, "виллисовский" двигатель "Гоу-дэвил" мощностью 60 лошадиных сил не только превосходил требования по мощности крутящим моментом в 105 фунтов на фут, но оставил далеко позади 83 фунтовый на фут крутящий момент "Бантама" и 85 фунтовый "Форда".
Все три прототипа прошли испытания удовлетворительно, были внесены изменения, исправляющие недостатки прототипов. Армия заказала 1,500 единиц техники каждой из трех компаний. "Форд" начала поставки в апреле 1941, "Бантам" и "Виллис" - несколькими неделями позже.
Слева: Прототип Форд-"Пигми".
Едва поступив, машины произвели революцию в использовании малых военных моторных транспортных средств в армии США. Мотоциклы - простые и колясочные - сдали позиции практически моментально.
В виду недостаточно убедительного производственного и финансового положения "Бантам", а также очевидных преимуществ машины "Виллис-Оверленд" и проверенных производственных возможностей этой фирмы, окончательный контракт с армией на массовое производство был выигран "Виллис-Оверленд". Цена составила 749 долларов США за штуку.
Поскольку Военному министерству требовалось производство большого количества машин в относительно короткое время, "Виллис-Оверленд" передала Правительству Соединенных Штатов не-эксклюзивную лицензию, разрешающую производить машины с использованием документации "Виллиса" другим компаниям. Вторым поставщиком машин армия выбрала "Форд" с условием, однако, собирать джипы конструкции "Виллиса". "Виллис" передала "Форду" полный комплект чертежей и техдокументации.
К сожалению, "Америкэн Бантам", разработчик первого джипа, до конца войны занималась производством тяжелых армейских прицепов, и в конце-концов была продана в 1956. "Виллис" зарегистрировала слово "Jeep" ["джип"] в качестве торговой марки в 1950, но не сумела доказать, в суде, что именно она создала джип.
Ко времени, когда Соединенные Штаты вступили в войну в августе 1941, производство джипов было в полном разгаре. Порядка 640,000 джипов было произведено за четыре года к концу войны в 1945. Более 360,000 было произведено "Виллисом", остальные -- "Фордом". Это составляло около 18 % от общего числа военных транспортных средств, произведенных США во время войны.
Справа: Окончательная серийная модель джипа, "Виллис-МБ" (модель "Б"). "Форд ГПВ" был практически таким же.
Джипы использовались во всех родах войск вооруженных сил США, 144 джипа поставлялись в каждый пехотный полк армии США. Большое число джипов было поставлено морем армиям союзников в Великобритании и России - около 30 % от общего числа произведенных джипов.
Также производился плавучий вариант джипа, прозванный "Сип" [Seep]. Эти машины не имели успеха в военных действиях, поскольку были слишком малы, чтобы быть хорошим плавсредством и слишком неуклюжими, чтобы быть хорошим джипом. Всего 18,000 были построены "Фордом".
Слева: "Форд-ГПА" ("Сип")
Для боевых действий джипы мог быть оснащены пулеметами калибра 7.62 или 12.7 мм. Они также широко приспосабливались для дальнего патрулирования в пустыне, под снегоуборку, прокладку телефонного кабеля, пилку леса, пожарные насосные машины, полевые санитарные машины, тягачи и, на соответствующих колесах, могли даже передвигаться по рельсам.
Джипы могли быть погружены в транспортный самолет для быстрой высадки и были достаточно малы, чтобы поместиться в тяжелые планеры, использовавшиеся для высадки в Европе в "день-Д".
Генерал Джордж Си. Маршалл, начальник управления кадров амии США во время Второй мировой войны, впоследствии Государственный секретарь, назвал джип "величайшим вкладом Америки в современные приемы ведения войны". Выносливый, простой, проходящий где угодно, джип стал лучшим другом солдата, вторым, разве что, после винтовки.
Невозможно установить доподлинно, откуда появилось название "джип", но оно имелось в жаргоне за некоторое время перед Второй мировой войной. Механики армии США называли этим словом любую новую машину, прибывающую на испытания.
Одно из наиболее вероятных объяснений того, почему это слово стало употребляться в армии для обозначения нового автомобиля с четырьмя ведущими колесами, исходит из имени "Юджин Джип" - персонажа широко популярных комиксов о морячке Попайе, созданных Е.Си. Сежаром. Юджин был небольшим, способным перемещаться в разных измерениях, и мог решать кажущиеся неразрешимыми проблемы [что-то вроде нашего Конька-Горбунка - прим. пер.].
Справа: Юджин Джип
Если у вас есть любые предложения или комментарии к данной странице
(например, фактические ошибки) обращайтесь к Яну Коссору (Ian Cossor)
(только на англ. языке - пер.)