1-й автобат


ШТАБНАЯ РОТА. Ford GPW.
Назад в роты

Хозяйство ВАРЛАМОВА
(личная страничка начштаба 1АБт)

 

Здравстуйте, меня зовут "старина ФэДээР".
Фото 1. "Старина ФДР" -- Ford GPW сер.№ 204868,
выпущен 02.06.1944



Не ломайте глаза, лучше увеличте фото (35.6Kb)
Фото 2. Идентификационная табличка Ford GPW № 204868




Фото 3. Моторный отсек
Не все, конечно, идеально, но двигатель, как ни крути -- "родной" Willys-jeep.




Фото 4. Старина ФДР. Взгляд изнутри...




Фото 5. ... и сзади.
Да, кстати! "Старину ФДР" можно видеть в Галерее автомотостарины А. Богомолова.

      Каждый мужчина -- в душе мальчишка. А все мальчишки, как известно, обожают играть в войну.
      Но если в детстве деревяшка с успехом заменяет пистолет, кусок водопроводной трубы -- автомат, а старый котелок -- каску, то с годами в игру вступают подлинные вещи.
      Я не говорю здесь об оружии. Бог с ним.
      Тот, кто желает воевать всерьез, идет в настоящую армию. Или в милицию. Или в бандиты.
      Я не говорю и о тех, кто продолжает играть "в войнушку", и заигрывается всерьез, вроде расплодившихся в последнее время многочисленных "казаков".
      Я говорю о тех, кого в военно-исторических кругах принято называть "униформисты".


      Для начала выбирается страна и исторический период. Или исторический период и страна. Это кому как нравится.
      Затем выбирается род оружия, или конкретный полк, или даже конкретное историческое лицо.
      Как и по какому принципу это происходит, понять столь же трудно, как болельщику объяснить, почему он болеет за эту команду, а не за какую-нибудь другую.
      Меня всегда манил год 1941.
      Сколько книг было прочитано! Сколько "кин" просмотрено! А ордена на груди тогда еще относительно молодых ветеранов? А медали? А фотографии? А -- сапоги, портупея с кобурой (не та портупея, современная, а старая, довоенная, с прорезной звездой), зеленая гимнастерка с петлицами, синие командирские галифе с кантом, и фуражка с "ворошиловским" козырьком "лопатой"? Причем звезда (звезда!) на фуражке -- крупная, эмалевая -- и непременно с накладным серпом и молотом красной меди!
      Спроси меня -- откуда? -- не отвечу.
      Не знаю.
      Да и так ли это важно?
      Занимался гражданской войной. "Собрал" дроздовца, штабс-капитана, 2-й бронепоездной дивизион, бронепоезд "Офицеръ", старший артиллерийский офицер. В 1990-97 гг. щеголял в "белой" форме -- золотые погоны, рыжая заказная портупея, шпоры, бело-сине-красная "птичка"-шеврон на левом рукаве, усы: ни дать, ни взять -- "их благородие". В клубы не вступал (играть можно -- заигрываться не следует). Была своя кампания, в ней, кстати, получил прозвище "наше благородие": мол, "благородиев" кругом много, а это -- наше, но ...
"Благородиев" и в самом деле к этому времени развелось многовато, не то что в 90-м. Да тут еще и пузцо некоторое образовалось, на тещиных-то харчах. А "благородию" сие никак не к лицу. И если тебе самому на это наплевать, -- форма, братец ты мой, обязывает.
      А самое главное, иная война поманила. Великая. Отечественная.
      Впрочем, что значит "поманила"? Скорее, вернула. Обратно. Потому что головой был на гражданской, а сердцем -- там, на Отечественной. И книги читал все о том же. Только не беллетристику, как когда-то (на это времени уже не найти), а документальную и исследовательскую литературу.
      Род оружия остался прежним: артиллерия. Чин (впрочем, виноват, конечно же, звание) -- тоже: капитан, правда, без приставки "штабс-".
Честно говоря, настоящая армия с ее муштрой и субординацией мне всегда мало нравилась. (Может, именно поэтому 1941 год, с его выходами из окружений, боям без соседей справа и слева и отсутствием "начальства" на передовой?) Поэтому решил "собрать" военного корреспондента. Тем более, что по образованию я действительно журналист.
      Вышло то что надо: вроде бы и военный, и в то же время - самый обыкновенный, малоответственный "шпак". Каковым, несмотря на всю мою "любовь" к военным игрищам я был и остаюсь. И при том (играть так играть!) -- сам себе начальство и голова. Хоть полковник перед тобой, хоть генерал.
      "Лейка" и блокнот нашлись быстро. С пулеметом при нашем родном  законодательстве лучше вообще не связываться. А вот на чем "первым врываться в города"?
      Сперва думал: "эмка".
      Нашел. Сел за руль. Проехался.
      Ну, не знаю.
      То ли мне "повезло", то ли машина совсем уж устарела: воет, дребезжит, тяговых качеств никаких, коробка трещит, тормозов считай что нет -- корова коровой. Как они на них ездили, бедняги?
А тут подвернулся "виллис". Не купить -- прокатиться. Не в самом, кстати, лучшем виде. Хотя -- мотор, ходовая и пр. -- оригинальные, пусть и здорово подношенные.
      Поехали.
      Слушай, а ведь -- едет! Не "феррари", конечно, но прет! Это по шоссе. На проселке -- того лучше. Подвесочка работает -- прелесть, ну а скорость на проселке -- дело десятое. Полазили по кочкам, по пням, через бревно какое-то перелезли. Про лужи вообще молчу: как будто и нет их. Слушай -- вещь! Куда там "эмке"!
      С тех пор загорелся: "виллис".
      Начались поиски.
      Один, второй, третий, четвертый…
      Ну как вам сказать… В общем, хлам, ближе к металлолому. Переваренные, изуродованные, от иных кроме названия вообще ничего не осталось.
      В Туле, например "экземпляр".
      Звоню хозяину. Слушай, говорю, звонок междугородний, денежки капают, ты мне сразу скажи: что там от "виллиса" осталось?
      На том конце провода аж оскорбились: то есть, как это, что от "виллиса"? Да там все от "виллиса"! Ладно, говорю, давай по порядку: двигатель? ГАЗ-21. Коробка? УАЗ. Раздатка? Кто ее знает, вроде 69-й. Мосты? Волговские. Диски? 69-й. Так, говорю, понятно. Что от "виллиса"? Мнутся на том конце провода. Кузов, говорят. Ладно, кузов. Переварен или как? Сделать хоть можно? Ну, вообще, переварен. Но сделать можно. Ты приезжай, сам увидишь.
Рву в Тулу. Ну, где?
      Показывает.
      Бог ты мой!..
      Выкатывают какой-то крокодил. Из "виллисового" -- крылья, морда, капот. И ВСЕ. Фургон наварен. Рамка стекла так изуродована, что оторопь берет: как же они ее эдак-то?. В салоне -- тихий ужас. Пол -- чистая нержавейка в палец толщиной, предмет особой гордости владельца. В заднице (пардон) -- бензобак литров на 200. От КрАЗа, что ли? Рама -- вареная-перевареная. В общем, без слез не взглянешь. И что, спрашиваю, хочется за все это?
$1000, отвечает хозяин, без лишнего.
      Ну что с таким будешь делать?
      Только время потерял: два часа в один конец, а на месте -- 15 минут не разговаривали. А что ты хочешь, говорит, вещь любительская, антиквариат.
      Ну как объяснишь идиоту, что антиквариат -- это то, где нет ни одной "чужой" детали, да еще и ездит. А то что у него -- это даже не металлолом, а, скорее, рудные ископаемые?
      Плюнул, уехал.
      Остальное - примерно в том же духе.
      Почему-то многие владельцы "виллисов" уверены, что их машина -- из чистого золота с платиновыми крыльями и бриллиантовыми подфарниками. Причем, чем хуже сам аппарат, тем выше его цена.
      Объясняю популярно: продать "виллис" на порядок сложней, чем его купить.
      Для этого нужно, чтобы совпало несколько несовместимых факторов.
      Во-первых, нужен придурок, которому нужен "виллис".
      Во-вторых, у этого придурка должны быть деньги.
      В-третьих, этот придурок должен быть готов с ними расстаться в обмен на "чудо техники".
      Как вы понимаете, с каждым новым требованием круг покупателей существенно сужается.
      В 1997 с меня просили $1000 за машину без мотора, коробки, раздатки, карданов, радиатора и т.п. (И ведь я, по наивности, ее чуть было не взял!) В 2000 ее уже продавали за сумму, на порядок меньшую, за каковую сумму она не без злорадного удовольствия и была приобретена. Я снял "родные" диски и еще кое-что, и тут же отправил "в дальний путь", правда уже без дисков и еще кое-чего.
      Особенно убивает аргумент, который постоянно приходится слышать от продающих: да что такое $200 (вариант: $300, 400, 500 и т.п.)? Что на них купишь?
      Вот, блин!
      Продам мешок дерьма, а на вырученную сумму куплю 600-й "мерс". Или виллу на Канарах. Логика, понимаешь.
      Нет, ничего не могу сказать.
      "Виллис" в хорошем состоянии стоит дорого. Потому что их практически не осталось, в хорошем состоянии. Тут советов давать нельзя. Единственный советчик здесь -- своя голова, котороя в состоянии проанализировать совпадение размеров желания и возможностей. Для ориентира можно обозначить: цена хорошего (действительно хорошего) "виллиса" колеблется в пределах стоимости новых "жигулей" -- от "пятерки" до "девятки без наворотов" включительно. (Последний уровень -- потолок для совсем уже сбрендивших любителей.)
      Еще скажу (по опыту своему и чужому): лучше подкопить деньжат и взять машину, которую надо только "доводить", чем задешево брать металлолом, который еще надо "делать". Потому что "делать" -- это и время, и место (оборудованная мастерская, как минимум), и -- практически те же деньги + "ба-а-альшой геморрой".
      Теперь запчасти.
      Как ни странно, на "виллис" запчасти есть, и запчастей этих много. В разном состоянии -- от ржавой требухи до "сказки" в оригинальной упаковке. Конечно, на базаре их не купишь, но, если этим заниматься, -- найти много легче, чем, скажем, на ту же "эмку". Как это ни странно.
      Впрочем, мы отвлекаемся.
      Найти вменяемый "виллис" я было совсем отчаялся.
      Хотел даже (с горя) взять "ГАЗ-67Б".
      Вот ведь тоже.
      "Виллис" и "иван-виллис". Вроде бы, какая разница? А садишься за руль и понимаешь: первое -- машина, второе -- нет.        И ведь на каком-то "Тушино" подобного "ваню" загнали аж за 2 с лишним тысячи "гринов", если не больше! Уму непостижимо!
      Да будь он хоть с конвейера, без хорошего доктора-проктолога в друзьях -- и думать нельзя браться за такой аппарат: куда залез советский инженер, там "ловить" нечего. Лучше вообще пешком ходить.
     Возможно, я привередничаю.
     Но все-таки иномарка есть иномарка. Как ни крути. (Кто ездил и на том, и на этом меня понимает).

     … Пока хозяин отмыкал ворота гаража мы с приятелем беседовали на отвлеченные темы. Когда внутри гаража что-то завелось, я только успел открыть рот. А когда из ворот резвехонько, как застоявшийся колобок, выкатился "виллис" - настоящий, живой, зеленый -- я, что называется, так и сел.
      И понял: денег на него у меня не хватит. Ведь я, наученный горьким опытом, приготовился видеть очередное "чудище обло, озорно и лайяй", а тут…
      Но общий язык мы, слава Богу, нашли. Правда пришлось приехать еще раз. А потом еще раз. Но в Москву "старина ФэДээР" дошел сам.
      Без дураков.
      Почему "старина ФДР"? Так когда-то звали Рузвельта. Который, как известно, был Франклин Делано (не путать, кстати, с Теодором, тот был его дядя и в светлой памяти 1919 г. уже благополучно помер). Почему-то в голове возникло именно это имя. Может быть из-за фар, которые на данном экземпляре крепятся на кустарных кронштейнах слишком близко к решетке радиатора, отчего вся его добрая морда принимает трогательное выражение близорукого человека, которому доктор прописал очки, да он стесняется их носить.
      А вообще-то, у любой машины есть имя. Нужно только никуда не торопясь сесть за руль, посидеть, погладить рукой торпеду, как кошку за ухом, и спросить: "машина, машина, как тебя зовут?" И -- посидеть, подождать, пока ответят.    Первое, что придет в голову и есть имя.
      Был у меня машина-"41-й Москвич". Звали ту машину -- "Марфа". И точно. Характер у нее был бабий: чуть что не по ней -- фыркнет, нос на сторону, и ни с места. Орать, пинать, заводить -- бесполезно. Только -- лаской и политесным обращением. Правда, когда в настроении -- едет так, что прощаешь все на свете: и неуловимый "коротыш" где-то в проводке; и замасленную гайку без следа ржавчины, которая, однако же, не отворачивается по одной причине: не хочет; и получасовые гоняния стартера ранними утрами с отсутствием намека на схватывание, при том что и искра, и бензин -- в полном ажуре: ты что, хозяин, белены объелся? Рано еще, спать хочу!
      "Старина ФДР" никогда ничего подобного себе не позволяет.
      Это, братцы вы мои, такоЙ машиН, который вызывает невольное уважение: трудно ему, годы уж не те, дыхалки не хватает, но знает: надо. И -- прет.
      "Сдох", к примеру, на нем аккумулятор. Совсем "сдох", до конденсаторного состояния. Ну и дальше что? С любой другой машиной -- возня, а тут… Берешь "кривой стартер" -- заводную ручку -- он и от ручки заводится. Потому что -- надо. А надо -- значит надо. Хоть ранним утром, хоть темной ночью. В общем, автомобиль-солдат, точнее и не скажешь.

      … Домой шли в ночь.
      Трехскоростная коробка гудела, стрелка давления масла то стояла вкопанно, то, сбесившись враз, скакала как скаженная; прохладный ночной ветер шуршал поверх брезента, с любопытством засовывая в открытые боковины мягкие прохладные лапы; на передних сиденьях было тепло: снизу, от мотора, прямо на ноги, шел теплый воздух, газовский, пятьдесят-первый -- бензин, горячее масло и пышущее жаром железо. В руках лежал непривычно удобный фордовский руль с пижонскими тонкими спицами и кошмарным для современного водителя штатным люфтом; ненавязчивым желтым светом теплился фонарь над доской приборов; по-самогонному причмокивало что-то в бензобаке под сиденьем. В голове почему-то вертелась фраза из мультфильма "ты еще крепкий старик, Розенбом!", а сквозь пение шин явственно гремел нахальный разухабистый диксиленд: "мы летим, ковыляя во мгле, мы к родной подлетаем земле; хвост горит, бак пробит, но машина летит на честном слове и на одном крыле-е-е!..."
      "-- Вот я и миллионер! -- воскликнул Остап с веселым удивлением. -- Сбылись мечты идиота!"
      Скорость -- 45 миль, курс -- северо-запад.
      "Ну дела! Ночь была! Все объекты разбомбили мы дотла. Вся команда цела, и машина дошла на честном слове и на одном крыле. Мы летим, ковыляя во мгле-е-е…"

Дмитрий ВАРЛАМОВ

Тушино-'99. Июль. Самая разлюбезная "виллисовая" погода.


Вверх В роты

Hosted by uCoz