ШТАБНАЯ РОТА. Ford GPW.
Назад в роты
Хозяйство ВАРЛАМОВА
(личная страничка начштаба 1АБт)
|
Каждый
мужчина -- в душе мальчишка. А все мальчишки, как
известно, обожают играть в войну. Но если в детстве деревяшка с успехом заменяет пистолет, кусок водопроводной трубы -- автомат, а старый котелок -- каску, то с годами в игру вступают подлинные вещи. Я не говорю здесь об оружии. Бог с ним. Тот, кто желает воевать всерьез, идет в настоящую армию. Или в милицию. Или в бандиты. Я не говорю и о тех, кто продолжает играть "в войнушку", и заигрывается всерьез, вроде расплодившихся в последнее время многочисленных "казаков". Я говорю о тех, кого в военно-исторических кругах принято называть "униформисты". Для начала выбирается страна и исторический период. Или исторический период и страна. Это кому как нравится. Затем выбирается род оружия, или конкретный полк, или даже конкретное историческое лицо. Как и по какому принципу это происходит, понять столь же трудно, как болельщику объяснить, почему он болеет за эту команду, а не за какую-нибудь другую. Меня всегда манил год 1941. Сколько книг было прочитано! Сколько "кин" просмотрено! А ордена на груди тогда еще относительно молодых ветеранов? А медали? А фотографии? А -- сапоги, портупея с кобурой (не та портупея, современная, а старая, довоенная, с прорезной звездой), зеленая гимнастерка с петлицами, синие командирские галифе с кантом, и фуражка с "ворошиловским" козырьком "лопатой"? Причем звезда (звезда!) на фуражке -- крупная, эмалевая -- и непременно с накладным серпом и молотом красной меди! Спроси меня -- откуда? -- не отвечу. Не знаю. Да и так ли это важно? Занимался гражданской войной. "Собрал" дроздовца, штабс-капитана, 2-й бронепоездной дивизион, бронепоезд "Офицеръ", старший артиллерийский офицер. В 1990-97 гг. щеголял в "белой" форме -- золотые погоны, рыжая заказная портупея, шпоры, бело-сине-красная "птичка"-шеврон на левом рукаве, усы: ни дать, ни взять -- "их благородие". В клубы не вступал (играть можно -- заигрываться не следует). Была своя кампания, в ней, кстати, получил прозвище "наше благородие": мол, "благородиев" кругом много, а это -- наше, но ... "Благородиев" и в самом деле к этому времени развелось многовато, не то что в 90-м. Да тут еще и пузцо некоторое образовалось, на тещиных-то харчах. А "благородию" сие никак не к лицу. И если тебе самому на это наплевать, -- форма, братец ты мой, обязывает. А самое главное, иная война поманила. Великая. Отечественная. Впрочем, что значит "поманила"? Скорее, вернула. Обратно. Потому что головой был на гражданской, а сердцем -- там, на Отечественной. И книги читал все о том же. Только не беллетристику, как когда-то (на это времени уже не найти), а документальную и исследовательскую литературу. Род оружия остался прежним: артиллерия. Чин (впрочем, виноват, конечно же, звание) -- тоже: капитан, правда, без приставки "штабс-". Честно говоря, настоящая армия с ее муштрой и субординацией мне всегда мало нравилась. (Может, именно поэтому 1941 год, с его выходами из окружений, боям без соседей справа и слева и отсутствием "начальства" на передовой?) Поэтому решил "собрать" военного корреспондента. Тем более, что по образованию я действительно журналист. Вышло то что надо: вроде бы и военный, и в то же время - самый обыкновенный, малоответственный "шпак". Каковым, несмотря на всю мою "любовь" к военным игрищам я был и остаюсь. И при том (играть так играть!) -- сам себе начальство и голова. Хоть полковник перед тобой, хоть генерал. "Лейка" и блокнот нашлись быстро. С пулеметом при нашем родном законодательстве лучше вообще не связываться. А вот на чем "первым врываться в города"? Сперва думал: "эмка". Нашел. Сел за руль. Проехался. Ну, не знаю. То ли мне "повезло", то ли машина совсем уж устарела: воет, дребезжит, тяговых качеств никаких, коробка трещит, тормозов считай что нет -- корова коровой. Как они на них ездили, бедняги? А тут подвернулся "виллис". Не купить -- прокатиться. Не в самом, кстати, лучшем виде. Хотя -- мотор, ходовая и пр. -- оригинальные, пусть и здорово подношенные. Поехали. Слушай, а ведь -- едет! Не "феррари", конечно, но прет! Это по шоссе. На проселке -- того лучше. Подвесочка работает -- прелесть, ну а скорость на проселке -- дело десятое. Полазили по кочкам, по пням, через бревно какое-то перелезли. Про лужи вообще молчу: как будто и нет их. Слушай -- вещь! Куда там "эмке"! С тех пор загорелся: "виллис". Начались поиски. |
|
Один,
второй, третий, четвертый… Ну как вам сказать… В общем, хлам, ближе к металлолому. Переваренные, изуродованные, от иных кроме названия вообще ничего не осталось. В Туле, например "экземпляр". Звоню хозяину. Слушай, говорю, звонок междугородний, денежки капают, ты мне сразу скажи: что там от "виллиса" осталось? На том конце провода аж оскорбились: то есть, как это, что от "виллиса"? Да там все от "виллиса"! Ладно, говорю, давай по порядку: двигатель? ГАЗ-21. Коробка? УАЗ. Раздатка? Кто ее знает, вроде 69-й. Мосты? Волговские. Диски? 69-й. Так, говорю, понятно. Что от "виллиса"? Мнутся на том конце провода. Кузов, говорят. Ладно, кузов. Переварен или как? Сделать хоть можно? Ну, вообще, переварен. Но сделать можно. Ты приезжай, сам увидишь. Рву в Тулу. Ну, где? Показывает. Бог ты мой!.. Выкатывают какой-то крокодил. Из "виллисового" -- крылья, морда, капот. И ВСЕ. Фургон наварен. Рамка стекла так изуродована, что оторопь берет: как же они ее эдак-то?. В салоне -- тихий ужас. Пол -- чистая нержавейка в палец толщиной, предмет особой гордости владельца. В заднице (пардон) -- бензобак литров на 200. От КрАЗа, что ли? Рама -- вареная-перевареная. В общем, без слез не взглянешь. И что, спрашиваю, хочется за все это? $1000, отвечает хозяин, без лишнего. Ну что с таким будешь делать? Только время потерял: два часа в один конец, а на месте -- 15 минут не разговаривали. А что ты хочешь, говорит, вещь любительская, антиквариат. Ну как объяснишь идиоту, что антиквариат -- это то, где нет ни одной "чужой" детали, да еще и ездит. А то что у него -- это даже не металлолом, а, скорее, рудные ископаемые? Плюнул, уехал. Остальное - примерно в том же духе. Почему-то многие владельцы "виллисов" уверены, что их машина -- из чистого золота с платиновыми крыльями и бриллиантовыми подфарниками. Причем, чем хуже сам аппарат, тем выше его цена. Объясняю популярно: продать "виллис" на порядок сложней, чем его купить. Для этого нужно, чтобы совпало несколько несовместимых факторов. Во-первых, нужен придурок, которому нужен "виллис". Во-вторых, у этого придурка должны быть деньги. В-третьих, этот придурок должен быть готов с ними расстаться в обмен на "чудо техники". Как вы понимаете, с каждым новым требованием круг покупателей существенно сужается. В 1997 с меня просили $1000 за машину без мотора, коробки, раздатки, карданов, радиатора и т.п. (И ведь я, по наивности, ее чуть было не взял!) В 2000 ее уже продавали за сумму, на порядок меньшую, за каковую сумму она не без злорадного удовольствия и была приобретена. Я снял "родные" диски и еще кое-что, и тут же отправил "в дальний путь", правда уже без дисков и еще кое-чего. Особенно убивает аргумент, который постоянно приходится слышать от продающих: да что такое $200 (вариант: $300, 400, 500 и т.п.)? Что на них купишь? Вот, блин! Продам мешок дерьма, а на вырученную сумму куплю 600-й "мерс". Или виллу на Канарах. Логика, понимаешь. Нет, ничего не могу сказать. "Виллис" в хорошем состоянии стоит дорого. Потому что их практически не осталось, в хорошем состоянии. Тут советов давать нельзя. Единственный советчик здесь -- своя голова, котороя в состоянии проанализировать совпадение размеров желания и возможностей. Для ориентира можно обозначить: цена хорошего (действительно хорошего) "виллиса" колеблется в пределах стоимости новых "жигулей" -- от "пятерки" до "девятки без наворотов" включительно. (Последний уровень -- потолок для совсем уже сбрендивших любителей.) Еще скажу (по опыту своему и чужому): лучше подкопить деньжат и взять машину, которую надо только "доводить", чем задешево брать металлолом, который еще надо "делать". Потому что "делать" -- это и время, и место (оборудованная мастерская, как минимум), и -- практически те же деньги + "ба-а-альшой геморрой". Теперь запчасти. Как ни странно, на "виллис" запчасти есть, и запчастей этих много. В разном состоянии -- от ржавой требухи до "сказки" в оригинальной упаковке. Конечно, на базаре их не купишь, но, если этим заниматься, -- найти много легче, чем, скажем, на ту же "эмку". Как это ни странно. Впрочем, мы отвлекаемся. Найти вменяемый "виллис" я было совсем отчаялся. Хотел даже (с горя) взять "ГАЗ-67Б". Вот ведь тоже. "Виллис" и "иван-виллис". Вроде бы, какая разница? А садишься за руль и понимаешь: первое -- машина, второе -- нет. И ведь на каком-то "Тушино" подобного "ваню" загнали аж за 2 с лишним тысячи "гринов", если не больше! Уму непостижимо! Да будь он хоть с конвейера, без хорошего доктора-проктолога в друзьях -- и думать нельзя браться за такой аппарат: куда залез советский инженер, там "ловить" нечего. Лучше вообще пешком ходить. Возможно, я привередничаю. Но все-таки иномарка есть иномарка. Как ни крути. (Кто ездил и на том, и на этом меня понимает). … Пока
хозяин отмыкал ворота гаража мы с приятелем
беседовали на отвлеченные темы. Когда внутри
гаража что-то завелось, я только успел открыть
рот. А когда из ворот резвехонько, как
застоявшийся колобок, выкатился "виллис" -
настоящий, живой, зеленый -- я, что называется, так
и сел. Дмитрий ВАРЛАМОВ |